![]() |
Инженерия — основа успешности человека как биологического вида. В этой статье я расскажу:
Но, сначала, поговорим об инструментах. |
Начну с определения: Инструмент — то, с помощью чего субъект решает задачу. Отсюда сразу можно найти примеры инструментов:
Инструменты бывают очень разные - большие и маленькие, материальные и информационные:
Инженерия — наука о создании, применении и изменении инструментов. Но об этом мы ещё поговорим. |
![]() |
![]() |
Судите сами: любая часть тела живого существа — инструмент:
|
Природа миллионы лет создавала инструменты, помогающие адаптироваться к среде обитания.
Каждый новый инструмент открывал носителям широкие возможности для выживания и развития.
Абсолютное лидерство в создании инструментов сегодня захватил человек.
Давайте посмотрим на рисунок из книги С.П. Капицы Парадоксы роста. Законы развития человечества
![]() |
На графике показано, как общая биомасса вида зависит от массы особи. Суть рисунка проста: Но есть исключение: |
Волки, кабаны, косули весят примерно столько же, сколько человек. Но на земле их гораздо меньше.
Вывод: человек умеет что-то, чего не умеют другие биологические виды.
Давайте разберёмся — что именно.
Поэтому адаптивность человека существенно выше, чем у других крупных биологических видов.
Судите сами: основной инструмент большинства видов на Земле - их собственное тело.
Чтобы добавить в тело новые инструменты нужно много поколений. И чем сложнее существа, тем больше времени нужно на их изменение Типичный пример — полёт. Летучие мыши за известную нам историю практически не изменились. Белкам-летягам, чтобы перейти от планирования к полноценному полёту, скорее всего потребуется десятки тысяч лет. Человек создал инструменты для полёта меньше чем за век. |
![]() |
Причём, уже решает задачи полёта, недоступные другим видам:
Быстрее человека развиваются только микроорганизмы, за счёт малого времени смены поколений.
Есть другие существа, которые создают новые инструменты за время жизни. Например — муравьи. Но они не могут учить друг друга новым инструментам без прямого контакта.
![]() |
Человек, напротив, может посмотреть в книге чертежи дома (или выкройку платья, или фотографию) и сделать себе такое же. Чем больше распространение информации о новых инструментах (в книгах, интернете и т.п.) — тем больше людей могут их освоить. Тем выше скорость распространения нового опыта по виду в целом. Более того, современные технологии маркетинга специально решают задачу скоростного распространения новых инструментов по виду. Правда, здесь есть нюансы. |
К тем же полётам люди пришли не сразу. Понадобилось много веков на изучение аэродинамики, создание разных двигателей, проектирование несущих конструкций.
Один человек не удержит в голове информацию, накопленную за века. Зато человечество, как вид, вполне способно это сделать. Средства хранения информации, доступные человеку, позволяют обобщить и систематизировать опыт всего вида. А современные поисковые системы сильно повысили скорость доступа к информации. Другие виды сохраняют опыт в памяти особей и в традициях. Ёмкость таких способов хранения информации гораздо меньше. |
![]() |
Все эти факторы позволили человеку выйти за рамки биологического закона развития.
Эта наука развивается много веков. Причём, практика здесь далеко опережает теорию.
Все, кто создаёт инструменты — занимаются инженерной деятельность. Иногда — сами того не ведая.
Например, типичные инженерные задачи:
История человечества, в значительной мере — история развития инструментов.
Вот список таких задач:
Понятно, что этот список не полный. Но он охватывает подавляющее большинство инженерных задач.
Отмечу, что алгоритм применения инструментов — тоже инструмент. Информационный инструмент. И он тоже позволяет решать разные задачи.
Про классификацию инструментов будет отдельная статья.
Как пример, давайте сравним алгоритмы создания разных инструментов:
Универсальный алгоритм | Строительство дома | Шитьё костюма | Разработка сайта |
---|---|---|---|
1. Постановка задачи | Где, для кого и зачем строим дом? | Для кого и зачем шьём костюм? | Для кого и зачем делаем сайт? |
2. Сбор исходных данных | Какой рельеф? Какой грунт? Глубина промерзания? Подводы коммуникаций? Подъездные пути? | Какие размеры у человека? Какие предпочтения по цвету, форме? Где и когда будет носить костюм? | Какой продукт продвигаем? Какая нужна информация? Какие вкусы пользователей? Как оформлять заказ? |
3. Выбор основных технологий и технических решений | Выбор типа фундамента, типа несущих конструкций, отделки, коммуникаций | Выбор ткани, фасона, фурнитуры | Выбор языка программирования, cms, сервера, базы данны, хостинга |
4. Проектирование | Архитектурный и технический проект | Эскизы и выкройки | Концепция, дизайн и структура сайта |
5. Изготовление отдельных элементов | Сваи, фундамент, ЖБИ блоки, арматура, элементы отделки | Рукава, воротник, спина, подкладка... | Статические разделы, каталог, форма заказа... |
6. Сборка в целое | Сборка и отделка дома | Сборка костюма | сборка сайта |
7. Испытание и доводка | Контроль качества, опытная эксплуатация и устранение выявленных недостатков | Примерка и подгонка | Редактура, стендовое тестирование, проверка в рабочем режиме, доводка |
Как видите, технологии разные, а алгоритм общий.
Отмечу, что алгоритм создания инструмента — частный случай универсального алгоритма созидания.
Подробнее про формы мышления я рассказываю здесь.
Частный случай инженерного мышления — изобретательское мышление. Эта специальная форма мышления отлично описана Генрихом Сауловичем Альтшуллером в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Кстати, для знакомства с ТРИЗ рекомендую читать его книгу Алгоритм изобретения. 2-е издание, 1973 г.
Чем лучше человек умеет осваивать, применять и создавать инструменты, тем больше задач он может решить. Тем больше путей ему открыто в жизни. Чем лучше он владеет универсальными инженерными алгоритмами, тем больше сфер деятельности ему открыто. Про подходы к развитию инженерного мышления у детей Вы можете посмотреть в разделе Созидание. Из моего опыта, взрослые тоже могут усилить своё инженерное мышление. Специально для этого я сделал большой раздел в своём курсе "Возможности человека". |
![]() |
Эта статья — вводная.
В планах статьи про классификацию инструментов и про тело человека с инженерной точки зрения
Буду их публиковать, по мере написания.
Заходите в гости — здесь будет ещё много интересного.
![]() |
Перейти к программе курса Записаться на курс «Возможности человека» Посмотреть модель нового образования для детей |