Инженерия — основа успешности человека как биологического вида. В этой статье я расскажу:
Но, сначала, поговорим об инструментах. |
Начну с определения: Инструмент — то, с помощью чего субъект решает задачу. Отсюда сразу можно найти примеры инструментов:
Инструменты бывают очень разные - большие и маленькие, материальные и информационные:
Инженерия — наука о создании, применении и изменении инструментов. Но об этом мы ещё поговорим. |
Судите сами: любая часть тела живого существа — инструмент:
|
Природа миллионы лет создавала инструменты, помогающие адаптироваться к среде обитания.
Каждый новый инструмент открывал носителям широкие возможности для выживания и развития.
Абсолютное лидерство в создании инструментов сегодня захватил человек.
Давайте посмотрим на рисунок из книги С.П. Капицы Парадоксы роста. Законы развития человечества
На графике показано, как общая биомасса вида зависит от массы особи. Суть рисунка проста: Но есть исключение: |
Волки, кабаны, косули весят примерно столько же, сколько человек. Но на земле их гораздо меньше.
Вывод: человек умеет что-то, чего не умеют другие биологические виды.
Давайте разберёмся — что именно.
Поэтому адаптивность человека существенно выше, чем у других крупных биологических видов.
Судите сами: основной инструмент большинства видов на Земле - их собственное тело.
Чтобы добавить в тело новые инструменты нужно много поколений. И чем сложнее существа, тем больше времени нужно на их изменение Типичный пример — полёт. Летучие мыши за известную нам историю практически не изменились. Белкам-летягам, чтобы перейти от планирования к полноценному полёту, скорее всего потребуется десятки тысяч лет. Человек создал инструменты для полёта меньше чем за век. |
Причём, уже решает задачи полёта, недоступные другим видам:
Быстрее человека развиваются только микроорганизмы, за счёт малого времени смены поколений.
Есть другие существа, которые создают новые инструменты за время жизни. Например — муравьи. Но они не могут учить друг друга новым инструментам без прямого контакта.
Человек, напротив, может посмотреть в книге чертежи дома (или выкройку платья, или фотографию) и сделать себе такое же. Чем больше распространение информации о новых инструментах (в книгах, интернете и т.п.) — тем больше людей могут их освоить. Тем выше скорость распространения нового опыта по виду в целом. Более того, современные технологии маркетинга специально решают задачу скоростного распространения новых инструментов по виду. Правда, здесь есть нюансы. |
К тем же полётам люди пришли не сразу. Понадобилось много веков на изучение аэродинамики, создание разных двигателей, проектирование несущих конструкций.
Один человек не удержит в голове информацию, накопленную за века. Зато человечество, как вид, вполне способно это сделать. Средства хранения информации, доступные человеку, позволяют обобщить и систематизировать опыт всего вида. А современные поисковые системы сильно повысили скорость доступа к информации. Другие виды сохраняют опыт в памяти особей и в традициях. Ёмкость таких способов хранения информации гораздо меньше. |
Все эти факторы позволили человеку выйти за рамки биологического закона развития.
Эта наука развивается много веков. Причём, практика здесь далеко опережает теорию.
Все, кто создаёт инструменты — занимаются инженерной деятельность. Иногда — сами того не ведая.
Например, типичные инженерные задачи:
История человечества, в значительной мере — история развития инструментов.
Вот список таких задач:
Понятно, что этот список не полный. Но он охватывает подавляющее большинство инженерных задач.
Отмечу, что алгоритм применения инструментов — тоже инструмент. Информационный инструмент. И он тоже позволяет решать разные задачи.
Про классификацию инструментов будет отдельная статья.
Как пример, давайте сравним алгоритмы создания разных инструментов:
Универсальный алгоритм | Строительство дома | Шитьё костюма | Разработка сайта |
---|---|---|---|
1. Постановка задачи | Где, для кого и зачем строим дом? | Для кого и зачем шьём костюм? | Для кого и зачем делаем сайт? |
2. Сбор исходных данных | Какой рельеф? Какой грунт? Глубина промерзания? Подводы коммуникаций? Подъездные пути? | Какие размеры у человека? Какие предпочтения по цвету, форме? Где и когда будет носить костюм? | Какой продукт продвигаем? Какая нужна информация? Какие вкусы пользователей? Как оформлять заказ? |
3. Выбор основных технологий и технических решений | Выбор типа фундамента, типа несущих конструкций, отделки, коммуникаций | Выбор ткани, фасона, фурнитуры | Выбор языка программирования, cms, сервера, базы данны, хостинга |
4. Проектирование | Архитектурный и технический проект | Эскизы и выкройки | Концепция, дизайн и структура сайта |
5. Изготовление отдельных элементов | Сваи, фундамент, ЖБИ блоки, арматура, элементы отделки | Рукава, воротник, спина, подкладка... | Статические разделы, каталог, форма заказа... |
6. Сборка в целое | Сборка и отделка дома | Сборка костюма | сборка сайта |
7. Испытание и доводка | Контроль качества, опытная эксплуатация и устранение выявленных недостатков | Примерка и подгонка | Редактура, стендовое тестирование, проверка в рабочем режиме, доводка |
Как видите, технологии разные, а алгоритм общий.
Отмечу, что алгоритм создания инструмента — частный случай универсального алгоритма созидания.
Подробнее про формы мышления я рассказываю здесь.
Частный случай инженерного мышления — изобретательское мышление. Эта специальная форма мышления отлично описана Генрихом Сауловичем Альтшуллером в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Кстати, для знакомства с ТРИЗ рекомендую читать его книгу Алгоритм изобретения. 2-е издание, 1973 г.
Чем лучше человек умеет осваивать, применять и создавать инструменты, тем больше задач он может решить. Тем больше путей ему открыто в жизни. Чем лучше он владеет универсальными инженерными алгоритмами, тем больше сфер деятельности ему открыто. Про подходы к развитию инженерного мышления у детей Вы можете посмотреть в разделе Созидание. Из моего опыта, взрослые тоже могут усилить своё инженерное мышление. Специально для этого я сделал большой раздел в своём курсе "Возможности человека". |
Эта статья — вводная.
В планах статьи про классификацию инструментов и про тело человека с инженерной точки зрения
Буду их публиковать, по мере написания.
Заходите в гости — здесь будет ещё много интересного.
Перейти к программе курса Записаться на курс «Возможности человека» Посмотреть модель нового образования для детей |